К основному контенту

Можно ли исправлять договор морского страхования?

Если между намерениями сторон и условиями договора существуют различия, то они подлежат исправлению. В морском страховании это проблема осложнена слипами, так как они не приобретают силу договора, пока не будут закреплены в полисе морского страхования.


Исправления это прерогатива суда, то есть суд может исправить ошибки, если обнаружит расхождения между намерениями сторон и тем, что написано в договоре. Однако бытует мнение, что суды не исправляют договора, а исправляют лишь инструменты, которые были созданы в соответствии с условиями договора. Для этого, Вам необходимо доказать суду, что общее намерение было неаккуратно изложено в договоре и нет необходимости показывать, что до этого было какое-то соглашение или договор.

Если Вы хотите доказать на суде о существовании общего намерения, то следуют показать следующее:

Во-первых, то, что общее намерение существовало в отношении определенных условий договора вместе с их внешним выражением.

Во-вторых, общее намерение должно существовать до момента исполнения условия договора.

В-третьих, должно быть четкое доказательство того, что исполненное условие договора не отражает истинное намерение сторон в момент его исполнения.

В-четвертых, необходимо показать, что условие, которые Вы намереваетесь исправить, будет выражать истинное намерение сторон на этот момент.

Проблематичным является, конечно, случай, когда условие отражает истинное намерение одной стороны, но не отражает Ваше. В этом случае, суд не сможет исправить договор, если конечно Вы не докажете, что были введены в заблуждение другой стороной.

В случае существование расхождений между слипом и полисом, намерение, выраженное в слипе, будет превалировать над полисом. Причина этого заключается в том, что полисы являются документами выражающие воли сторон, закрепленные в слипе.

Если Ваш страховщик откажет Вам на основании того, что описание страхуемого товара было неаккуратно изложено в полисе, но Вы знаете, что товар был четко описан в слипе, то суд будет на Вашей стороне. Аналогично, когда в слипе сказано, что судно будет застраховано в и из любого порта или портов и (или) места или мест в побережье Вашей страны, а полисе будет сказано лишь «в и из порта или портов или мест отгрузки», то условие в слипе будет превалировать.

Для интереса Вы можете почитать следующие дела:

MacKenzie v. Coulson (1869) L.R. 8 Eq. 369 – исправление договоров судами

Etablissements Georges et Paul Levy v. Adderley Navigation Co. Panama S.A. (The
Olympic Pride) (1980) 2 Lloyd’s Rep. 67 – доказательство общего намерения

Agip S.p.A. v. Navigazione Alta Italia S.p.A. (The Nai Genova and Nai Superba) (1984) 1 Lloyd’s Rep. 353 – критерии общего намерения

Symington & Co. v. Union Insurance Society of Canton Ltd. (No. 2) (1928) 34 Com/ Cas. 233 – превалирование слипа над полисом

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Семь правил толкования коносаментов

Сегодня я решил сделать исключение и опубликовать на этом блоге перевод знаменитой статьи Профессора Уильяма Тетли, касающейся толкования коносаментов. Данная статья будет полезна Вам тем, что в ней изложены ключевые правила толкования, применяемые в праве международной купли-продажи товаров, которые также равно применимы к договорам морского страхования. Перевод статьи был осуществлен моим коллегой и знакомым Геннадием Логиновым.

Лорд Мансфилд о принципе наивысшей добросовестности

«(Договор) страхования является договором, основанным на спекуляции. Особые факты, на которых случайная вероятность должна быть измерена, лежит в основном в знании страхователя; страховщик доверяет представлению фактов с его стороны и действует с уверенностью, что страхователь не скрыл никакого обстоятельства для того, чтобы ввести в заблуждение страховщика и убедить в том, что обстоятельства не существует и понудить его измерить риск, как будто его не существовало. Сокрытие такого обстоятельства является мошенничеством, и поэтому полис ничтожен.  Даже если сокрытие происходит из-за ошибки без мошеннического умысла, страховщик по-прежнему является обманутым и полис является ничтожным, потому что действительный риск отличается от понимаемого риска во время заключения договора. Полис будет одинаково ничтожен, если страховщик скроет что судно, которое он застраховал, уже прибыло и пытается получить страховую премию за это».  Carter  v.  Boehm (1766) 3  Burr. 1905,...

Сэр Стоутон о значении устного свидетельства

"Я считаю, что сейчас уже старомодно подходить к проблеме вооружившись правилом устного свидетельства, (так как) такое свидетельство не имеет силы в случаях, когда существует явное противоречие или расхождение с формулировкой писаного договора. Современный подход, принятый в Палате Лордов таков, что свидетельство может быть принято исходя из договора, окружающих обстоятельств, матрицы, основания и цели." per Staughton L.J. Youell v. Bland Welch & Co. Ltd. (1992) 2 Lloyd’s Rep. 127