К основному контенту

Наступление ответственности страховщика в период застрахованного рейса

В полисах, заключенных на определенный рейс или в рейсовых полисах, ответственность страховщика наступает с определенного порта (A), откуда отплывает судна до определенного порта  назначения (B). Если же судно не отплывает из порта А, то ответственность не наступает, как не наступает когда прибывает в другой порт, а не в порт В.

Если же в полисе оговорено, что рейс покрывает «в и из» порта А, и судно отплывает из порта А, но прибывает в порт С, то ответственность страховщика действительна только до момента, когда судно меняет курс в сторону порта С. Если страховой случай наступает после этого момента, то страховщик не ответственен за потерю. Такая ситуация имело место в деле Annen v. Woodman (1810) 3 Taunt 299, где суд постановил, что ответственность страховщик действительна до момента изменения курса.

Здесь также надо учитывать, что ответственность страховщика наступает не только во время рейса, но и во время нахождения судна в порту, потому что полис страхует «в и из» порта. Данная оговорка означает, что ответственность должна распространяться на период нахождения в порту убытия и к порту назначения.

Возникают проблемы, когда в полисе оговариваются сразу несколько портов. Так, например, согласно материалам дела Sellar v. MVicar (1804) 1 Bos & Pul. (N.R.) 23, фрахт был застрахован «в и из порта Демерара, Бербис и Уиндуорд и Лиуордские острова до Лондона». Судно погрузило товар в порту Демерара, который он обязался доставить до Бербиса, а оттуда уже погрузить другой груз и доставить до Лондона. Однако, когда товар был погружен в порту Демерара, судно погибло вследствие наступления покрытого риска. Суд решил в пользу страховщиков, потому что, по мнению суда, страховой случай наступил не в период нахождения судна в застрахованном рейсе, а до этого. Такое решение суда звучит довольно странно, особенно, в свете того факта, что оговорка «в и из» покрывает потери не только между портами но и в самом порту.

В случаях, когда страхователь не следует курсу плавания из порта убытия, то есть опасность, что ответственность страховщика не наступает. Так, согласно материалам дела Way v. Modigliani (1787) 2 Term Rep. 30, судно было застраховано «в и из» порта в Ньюфаундлэнде до Фалмуса «в и с» 20 октября. Судно убыло из порта в Ньюфаундлэнде 1 октября, проводит неделю на рыболове и 7 октября поплыл в Фалмус, но 30 ноября погибло вследствие покрытых рисков. Суд решил в пользу страховщиков, мотивируя это тем, что судно покинуло порт в Ньюфаундлэнде не для того, чтобы плыть в Фалмус, а для рыболовли. Игнорировался также факт, что судно, как и было оговорено в полисе, было вовлечено в застрахованный рейс, начиная с 20 октября.   

В другом же деле (Vallance v. Dewar (1808) 1 Camp. 503), суд принял во внимание, что в порте Ньюфаундлэнде существует торговый обычай, согласно которому судна пребывающие в порт Ньюфаундлэнда должны были быть вовлечены в рыболовлю или должны совершить посреднический рейс. Поэтому ответственность страховщика могла наступить только после этого, даже если полис оговаривал иное.

Продолжение следует…

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Семь правил толкования коносаментов

Сегодня я решил сделать исключение и опубликовать на этом блоге перевод знаменитой статьи Профессора Уильяма Тетли, касающейся толкования коносаментов. Данная статья будет полезна Вам тем, что в ней изложены ключевые правила толкования, применяемые в праве международной купли-продажи товаров, которые также равно применимы к договорам морского страхования. Перевод статьи был осуществлен моим коллегой и знакомым Геннадием Логиновым.

Лорд Мансфилд о принципе наивысшей добросовестности

«(Договор) страхования является договором, основанным на спекуляции. Особые факты, на которых случайная вероятность должна быть измерена, лежит в основном в знании страхователя; страховщик доверяет представлению фактов с его стороны и действует с уверенностью, что страхователь не скрыл никакого обстоятельства для того, чтобы ввести в заблуждение страховщика и убедить в том, что обстоятельства не существует и понудить его измерить риск, как будто его не существовало. Сокрытие такого обстоятельства является мошенничеством, и поэтому полис ничтожен.  Даже если сокрытие происходит из-за ошибки без мошеннического умысла, страховщик по-прежнему является обманутым и полис является ничтожным, потому что действительный риск отличается от понимаемого риска во время заключения договора. Полис будет одинаково ничтожен, если страховщик скроет что судно, которое он застраховал, уже прибыло и пытается получить страховую премию за это».  Carter  v.  Boehm (1766) 3  Burr. 1905,...

Сэр Стоутон о значении устного свидетельства

"Я считаю, что сейчас уже старомодно подходить к проблеме вооружившись правилом устного свидетельства, (так как) такое свидетельство не имеет силы в случаях, когда существует явное противоречие или расхождение с формулировкой писаного договора. Современный подход, принятый в Палате Лордов таков, что свидетельство может быть принято исходя из договора, окружающих обстоятельств, матрицы, основания и цели." per Staughton L.J. Youell v. Bland Welch & Co. Ltd. (1992) 2 Lloyd’s Rep. 127